Аудит системы управления промышленной безопасностью опасных производственных объектов

В настоящие время Ростехнадзор подготовил Проект Федерального закона "О промышленной безопасности". Разработку и утверждение закона планируется в 2019, а ввод его в действие с 2021 г. Законом предусматривается ввести новое понятие в области промышленной безопасности — аудит системы управления промышленной безопасностью.

Содержание:

  1. Общие понятия.
  2. Требования  к аудиту системы управления промышленной безопасностью.
  3. Чем грозит введение аудита системы управления промышленной безопасностью для организаций эксплуатирующих опасные производственные объекты?
  4. Историческая справка.

Общие понятия.

В проекте закона под аудитом системы управления промышленной безопасностью предусматривается независимая оценка организации деятельности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на предмет обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности посредством функционирования системы управления промышленной безопасностью.

Также проектом закона планируется ввести понятие аудитор в области промышленной безопасности — физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и осуществляет аудит системы управления промышленной безопасностью.

Требования  к аудиту системы управления промышленной безопасностью

Предметом аудита системы управления промышленной безопасностью планируется оценка системы управления промышленной безопасностью и влияния ее функционирования на обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, передвижном техническом устройстве.

Система управления промышленной безопасностью это комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, передвижные технические устройства, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, передвижных технических устройствах, локализации и ликвидации последствий таких аварий;

Аудит системы управления промышленной безопасностью будет проводится организацией, аккредитованная органом государственного регулирования промышленной безопасности либо организация научно-технической поддержки указанного органа, за счет средств ее заказчика.

Требования к аккредитации таких организаций Ростехнадзором пока не представлены для общего доступа и соответственно не введены в действия.

Аудит системы управления промышленной безопасностью планируется проводить в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты анализа деятельности организации, проводимого, в том числе с использованием современных достижений науки и техники.

Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности регламентирующие правила проведения аудита системы управления промышленной безопасностью, также не представлены для общего доступа и соответственно не введены в действия.

Результатом проведения аудита системы управления промышленной безопасностью будет является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей аудит системы управления промышленной безопасностью, и аудитором в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанного аудита. Требования к содержанию и оформлению заключения аудита системы управления промышленной безопасностью устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Заключение аудита системы управления промышленной безопасностью планируется по аналогии с заключениями экспертизы промышленной безопасности также вносить в реестр заключений аудита системы управления промышленной безопасностью.

Многие требования к заключениям аудита системы управления промышленной безопасностью, к руководителям организаций, проводящим аудит, к аудиторам в области промышленной безопасности, к утверждению и внесению заключений в реестр совпадают с требованиями, предъявляемым при проведении экспертизы промышленной безопасности.

Чем грозит введение аудита системы управления промышленной безопасностью для организаций эксплуатирующих опасные производственные объекты?

Аудит системы управления промышленной безопасностью планируется проводить на добровольной основе в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, передвижные технические устройства, на которых созданы и функционируют системы управления промышленной безопасностью.

Согласно действующему Федерального закона №116 «О промышленной безопасности», а также проекту нового Федерального закона «О промышленной безопасности» организации системы управления промышленной безопасностью обязательна для опасных производственных объектов (ОПО) 1 и 2 класса опасности. Проектом Федерального закона «О промышленной безопасности» допускается добровольная организация системы управления промышленной безопасностью для опасных производственных объектов (ОПО) 3 и 4 класса опасности.

Исходя из вышеизложенного на объектах 3 и 4 класса опасности ОПО, для прохождения аудита промышленной безопасности придется создать систему управления промышленной безопасностью.

Т.е. аудит системы управления промышленной безопасности необязателен, а для ОПО 3 и 4 класса опасности потребуются дополнительные затраты.

Чтобы заинтересовать организации эксплуатирующие опасные производственные объекты (ОПО) в проведении аудита в проекте закона предусматривается ряд «пряников».

Рассмотрим их подробнее:

  • для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I, II или III класса опасности, представивших положительное заключение аудита системы управления промышленной безопасность за период, следующий после проведения последней плановой проверки, проведенной органом государственного регулирования промышленной безопасности или его территориальным органом, до начала формирования ежегодного плана проведения плановых проверок, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в течение пяти лет;
  • На опасных производственных объектах I класса опасности (за исключением объектов дистанционного контроля), в отношении которых представлено положительное заключение аудита системы управления промышленной безопасностью, мероприятия, направленные на осуществление постоянного государственного надзора, не проводятся в течение года со дня предоставления каждого такого заключения.

Примечание: Подробнее о классах опасности ОПО.

Историческая справка


Понятие аудит системы управления промышленной безопасностью на законодательном уровне планируется ввести впервые.  Деятельность организации занимающиеся аудитом промышленной безопасности  до момента вступления нового закона «О промышленной безопасности»  не регламентируется законом и федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. В большинстве случаев аудит, проводимые без законодательной основы, позиционируются как «моделирование реальной проверки состояния промышленной безопасности инспектирующим органом».

Статьи в прессе:

  1. Аудит промышленной безопасности опасных производственных объектов, "Безопасность Труда в Промышленности" № 2'2019.

Автор публикации

не в сети 2 дня

Gidrotgv

0
Комментарии: 2Публикации: 583Регистрация: 21-06-2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Ознакомится с политикой конфиденциальности персональных данных
Генерация пароля

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять