Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) уполномочена Правительством РФ для проведения государственного надзора в области промышленной безопасности. Ростехнадзор осуществляет государственный надзор (далее проверки) в рамках закона — Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Основные понятия о государственном надзоре (проверках Ростехнадзора)
Целью федерального государственного надзора в области промышленной безопасности является деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
Документа на основании которых проводится проверка (государственный надзор):
Виды проверок:
Целью проведения проверок является оценка:
-
- соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований
- соответствия указанным требованиям (см. выше) используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов;
- соблюдения требований обоснования безопасности (в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта).
Ростехнадзор при проведении проверок предприятий контролирует следующие виды деятельности в области промышленной безопасности:
-
-
проектирование, эксплуатация, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;
-
изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
-
проведение экспертизы промышленной безопасности.
-
Плановая проверка
Основанием для включения предприятия в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение периода плановых поверок, установленного в зависимости от класса опасности ОПО.
Проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:
-
- в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года;
- в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет;
- в отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся.
Отчет истечение периода, начинается со дня:
-
- решения о вводе в эксплуатацию (принятое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации) после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта опасного производственного объекта, в том числе используемых при эксплуатации опасного производственного объекта зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;
- регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
- окончания проведения последней плановой проверки.
Сведения о плановых ежегодных проверках Ростехнадзор, выкладывает на сайте (на данный момент в виде ЕХЕ файлов).
Пример планов проверок РТН на 2018-2021 год:
В ежегодном плане проведения плановых проверок отражается, приказ (распоряжении) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о назначении проверки, акт проверки, дополнительно указываются наименование и место нахождения опасного производственного объекта, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия
Кроме сайта Ростехнадзора проверить включение предприятия в перечень плановых проверок можно онлайн на сайте Генеральной прокураторы РФ..
Внеплановая проверка
Согласно закону —
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" основанием для проведения внеплановой проверки является:
-
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований либо поступление в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности уведомления об исполнении такого предписания;
- поступление в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно закону внеплановая выездная проверка по основаниям пункта №2 может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в установленном порядке, без согласования с органом прокуратуры.
По закону предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункта №2, не допускается.
Срок проведения проверки
Согласно закону срок проведения проверки (плановой, внеплановой) составляет не более чем тридцать (30) рабочих дней со дня начала ее проведения.
Допускается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, проводящих проверку, срок проведения проверки увеличить руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Постоянный государственный надзор
На ОПО I класса опасности законом предусматривается режим постоянного государственного надзора. Порядок осуществления постоянного государственного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Права и обязанности должностных лиц Ростехнадзора при проведении проверок (государственного надзора)
Должностные лица РТН при проведении проверки, имеют право:
-
- запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от юридического лица, индивидуального предпринимателя информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о назначении проверки посещать опасные производственные объекты и проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
- выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
- давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников.
Должностные лица РТН при проведении проверки, не имеют права:
-
- проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Ростехнадзора (его территориальных органов), от имени которого действуют эти должностные лица;
- проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;
- проверять выполнение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 7 статьи 16 Федерального закона N 116-ФЗ;
- требовать представление документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами, и методами исследований, испытаний, измерений;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
- требовать при проведении документарной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Ростехнадзором (его территориальными органами) от иных органов государственного контроля (надзора);
- требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона N 294-ФЗ;
- требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах;
- требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
Способ проведения проверок Ростехнадзором
Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и регламенту — Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности способы проведения проверок бывают следующих видов:
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.